Главная » Актуально, Особые дети

Дети с синдромом Аспергера. Зачем я должен говорить «Привет» и «Пока»?

Добавлено на 14 марта 2013 – 23:46

Синдром Аспергера, одно из заболеваний аутистического спектра, становится заметным у детей, начиная с четырёх лет. Такие дети не придерживаются социальных правил и ритуалов. Они не понимают, зачем надо здороваться и прощаться, не любят встречаться взглядами с другими людьми, не интересуются себе подобными. Но зачастую проходят годы, пока их болезнь можно будет диагностировать.

Карстен Майнен (имя изменено) – необычный юноша. Этот восемнадцатилетний парень не встречается с ровесниками, его не привлекают шумные вечеринки и походы в ночные клубы. Вместо этого он изучает расписание общественного транспорта. Для него лучший подарок на рождество – это расписание на следующий год, которое обычно издаётся в декабре. Он тщательно изучает 1400 страниц нового буклета и сверяет с прошлогодним. Малейшие изменения в плане движения поездов и автобусов не ускользают от его внимания. У него великолепная память. И он страдает синдромом Аспергера.

Проблемы с одноклассниками

Мама Карстена вспоминает, что его поведение в начальной школе вызывало нарекание у учителей. У него не возникало проблем с усвоением материала. Он всегда был вежлив и послушен. Но его абсолютно не интересовали другие дети. Он не понимал также, почему, приходя утром в класс, надо приветствовать учителя и одноклассников.

Такие особенности характера становятся заметны только в школе. В детском саду это не так бросается в глаза, так как дошколята социально менее адаптированы. И не надо забывать о том, что у большинства детей с синдромом Аспергера довольно высокий уровень интеллекта. Это их отличает от детей с тяжёлыми аутистическими расстройствами. Речь у детей с синдромом Аспергера тоже развивается нормально.

Но школа требует от ребёнка большей самостоятельности. И тут дети-аутисты наталкиваются на непреодолимые препятствия. Они не отличают иронии и полутонов в речи, взаимные подтрунивания и поддразнивания в детском коллективе им непонятны. Им трудно выстраивать отношения с одноклассниками. Они часто становятся объектом насмешек, а порой и издевательств со стороны сверстников.

Родные Карстена и дома постоянно оказывались в ситуации, когда приступы гнева у ребёнка вызывали ощущение полной беспомощности у взрослых. К примеру, он не понимал, почему зимой на улице надо носить шарф и шапку. Родители и не догадывались, что у их ребёнка иное восприятие холода. Мирный ужин мог запросто закончиться катострофой, если вместо гороха Карстен на обед получал картофель. Проблемы в его поведении долгое время оставались для родителей загадкой. Школьные психологи и врачи только разводили руками. Лишь после обследования в Гамбургском институте Аутизма, двенадцатилетнему ребёнку поставили диагноз – синдром Аспергера. «Для нас это стало огромным облегчением, – вспоминает мама мальчика, – наконец- то мы узнали, как ему можно помочь».

Существуют специальные терапевтические группы для детей с синдромом Аспергера, где их учат навыкам общения, решения конфликтов мирным путём и умению поддерживать дружеские отношения в коллективе. Там же обучают и родителей правилам поведения с такими детьми.

Перспективы

А как же школа? Руководство школы должно знать, что таким детям на переменах лучше оставаться в классе. А на прогулке или на школьном дворе они должны постоянно находиться под наблюдением учителей. Родители имеют право обратиться к помощи специалиста, в обязанность которого входит психологическая поддержка детей-аутистов в школьном коллективе.

Если ребёнку с синдромом Аспергера своевременно поставить диагноз и целенаправленно заниматься с ним, то в будущем у него возникнет меньше проблем с адаптацией к взрослой жизни. 20% людей с синдромом Аспергера могут жить самостоятельно и иметь постоянную работу.

Первопричины

Аутизм – довольно распространённое заболевание. Согласно последним данным Международной Организациии Здоровья около 1% людей на земном шаре имеют диагноз – аутизм. Около 20% из них страдают синдромом Аспергера.

Заболевание это носит имя австрийского врача Ганса Аспергера, который уже в 40-е годы прошлого столетия вычленил и описал основные признаки болезни. Но только после публикаций в специальных изданиях в 70-е годы, учёные впервые серьёзно заинтересовались этой болезнью и разработали научные методики её диагностики.
Причины болезни и сегодня не до конца изучены. Эксперты предполагают генетическую предрасположенность. Причём мальчики в три раза чаще подвержены этому заболеванию, нежели девочки.

Tags: , ,


Оставить комментарий

Войти с помощью: