Главная » Воспитание, Здоровье, Современно

Компьютер и дети

Добавлено на 19 февраля 2013 – 22:29

Ребенок и компьютерСогласно статистике, чаще всего дети подвержены компьютерной зависимости в возрасте от десяти до шестнадцати лет. Это объясняется, прежде всего, неустойчивостью психики подростков. Однако тенденция такая, что все больше младших школьников и даже детсадовцев подсаживаются на компьютерные игры.

В шесть лет таких детей – восемь процентов. По мере взросления их количество резко увеличивается: уже к девяти годам до тридцати двух процентов, к двенадцати – около тридцати трех процентов, к четырнадцати – уже сорок четыре процента от общего количества подростков.

Многие школьники пользуются компьютером во время подготовки домашних заданий. Существуют электронные дневники и журналы, доступные для родителей учеников. И все же в восьмидесяти процентах случаев компьютер используют для игр. Чаще и больше играют мальчики: от природы им свойственен азарт, желание побеждать и простое любопытство.

По собственному признанию, каждый третий игрок с трудом отрывается от монитора. Это серьезный синдром, утверждают психологи. Как и от любой зависимости, от компьютерной непросто избавиться.

Почему же виртуальный мир так привлекает детей? Потому, что в этом выдуманном пространстве возможно все. Можно придумывать свои правила, стрелять, драться и даже убивать – никто за это не накажет. А если убили тебя, так в запасе есть еще несколько жизней – всегда можно воскреснуть.

Неудивительно, что от компьютерной зависимости в первую очередь страдают дети неуверенные в себе, нерешительные, робкие. Им сложно проявить себя в реальной жизни. С ними никто не хочет дружить, с ними не считаются взрослые, учеба тоже дается трудно. Поэтому игра для таких подростков – единственный способ самоутверждения.

Успехи в виртуальном мире позволяют забыть о настоящих проблемах и неприятностях, почувствовать себя важным и значимым. Здесь ребенок чувствует себя в безопасности и спешит укрыться в этом пространстве каждый раз, как только сталкивается с разочарованием в жизни.

Но подобное бегство вовсе не решает проблем: отношения со сверстниками остаются напряженными, недовольство со стороны родителей только усиливается, на уроки времени не остается вообще. Вместо того чтобы получать опыт преодоления жизненных трудностей, подросток все чаще зависает в компьютере. То есть он не развивается как личность. Целью и даже смыслом жизни становится этап или уровень игры. Почему же так происходит?

Большинство компьютерных игр написано для взрослых такими же взрослыми, причем без какого-либо учета особенностей детской психологии. Самыми опасными психологи считают ролевые игры: ребенок вживается в образ персонажа настолько, что начинает смотреть его глазами на все вокруг себя, путает реальность с виртуальным миром.

Неудивительно, что современные тинейджеры поражают своей жестокостью: они просто копируют поведение своих любимых электронных персонажей. Ведь не секрет, что во многих компьютерных играх без конца кого-то убивают. Ребенок начинает считать такое поведение нормой.

Зависание у компьютера чревато проблемами со здоровьем: развитием сколиоза, гастрита, ухудшением зрения, бессонницей, головными болями, хроническими запорами, физическим и умственным перенапряжением. Последствия могут быть еще более страшными.

Психологи считают, что некоторые игры толкают детей не только на насилие по отношению к другим, но и провоцируют на суицид. Неслучайно, во многих странах (в Китае, Великобритании, Северной Корее и др.) проблема зависимости от компьютера контролируется государством.

В то же время далеко не все игры ужасны и приводят к тяжелым последствиям. Скажем, стратегии помогают развивать логику и математические способности, квесты пробуждают интерес к истории и географии. Но это не значит, что нужно играть в них часами. Ведь, в конце концов, шахматы и реальные путешествия никто еще отменял.

Важно заранее оговаривать, сколько времени ребенок может провести за компьютером. Дошкольникам лучше вообще не пользоваться этим чудом техники. Разве что в порядке исключения пятнадцать-двадцать минут не больше двух раз в неделю под вашим присмотром.

В семь-двенадцать лет можно сидеть за компьютером полчаса в день, в двенадцать-четырнадцать – час, в четырнадцать-семнадцать – максимум полтора часа. А чтобы не возникало соблазна, все остальное время нужно занять другими, не менее интересными для подростка делами. Например, если вашему сыну не хватает адреналина, запишите его в секцию борьбы или на дайвинг.

Нет смысла полностью исключать компьютер из детской жизни. Уж если ребенок жить без него не может, запишите его на курсы компьютерной графики или программирования. Помните, что запрещать пользоваться этим чудом техники бесполезно. Проблему может решить только достойная альтернатива.

Tags:


Оставить комментарий

Войти с помощью: