Главная » Воспитание, Здоровье, Особые дети

Нужно с ручками дружить, чтобы четко говорить

Добавлено на 13 февраля 2013 – 21:39

Ребенок играет

В наше время, мелкая моторика рук у детей развита слабо. Почему? Ответ прост. Давайте вспомним предыдущее поколение детей. Вся одежда на пуговичках и шнурках, кроме карандашей и книг, нет ни компьютеров, ни видеомагнитофонов и много еще чего не было. То пуговки застегнул, то ботинки зашнуровал. Маме помог крупу перебрать, яичко вареное почистить, травку на даче пощипать, то просто что-нибудь в альбоме нарисовал от нечего делать, пока мама стирает белье.

Сегодня малыши многого из этого не делают. Крупа в магазинах уже чистая, без всякого мусора продается, а ботинки на липучках. Вот и отстают наши детки в развитии моторики, бегают с “ручками-крючками”.

А эта самая моторика отвечает за успешное обучение ребенка, его умение говорить. Ведь центры головного мозга, которые отвечают за речь и движение пальцев, находятся очень близко. Если мы развиваем пальцы рук, то этим провоцируем высокую активность соседних зон мозга.

Развивать мелкую моторику можно начинать любыми методами и с любого возраста, но лучше с рождения. Совсем младенцам хорошо выполнять простой массаж ладошек или, сопровождаемый стихотворным текстом. Например: “Сорока – белобока”, “Ладушки”, “Пальчик — мальчик”.

Как только малыш научился сидеть, можно приступать к пальчиковому рисованию и лепке, конечно не самостоятельно, а с маминой помощью. Покажите крохе, что пальчик, обмоченный в краску, оставляет след на бумаге. Пока ребенок не в силах нарисовать что-то близкое к реальности, поэтому вы должны ему в этом помогать. С помощью ладошек можно нарисовать голубя, солнышко, дерево, осьминожку, солнышко, бабочку, улитку и многое другое, если включить фантазию.

Лепка, тоже очень интересное и развивающее занятие. Пока ребенок мал, мама самостоятельно должна отщипывать кусочки пластилина, а катать горошины можно в ручках малыша, затем ребенку предлагается придавить этот шарик на листок бумаги. Можно нарисовать на листочке жирафа, божью коровку, мухомор и налепить на них потерянные пятнышки. Со временем нужно усложнять задачу, давать ребенку самостоятельно отщипывать и катать пластилин, к придавливанию шариков добавить и придавливание с мазком. Из получившихся капелек можно изображать целые картины: дождик, цветы, колючки ежу, листики, салют…

Еще один замечательный вид детского творчества – это аппликация. Кажется, что малыш не может справиться с таким трудным заданием, но можно его и упростить. Вместо вырезания деталей из бумаги, можно научить его отрывать кусочки салфеток, ваты. Мять их и клеить на бумагу. Так можно налепить шерсть для овечки или козы, снег – из ваты, а из разноцветных салфеточек – цветы, листву деревьям, речку, облака…

Вместо деталей аппликации могут послужить различные крупы и макароны, которые потом разукрашивают в разные цвета. Например, из гороха можно выложить гроздь рябины или винограда, из пшена – песок, из макарон – забор, дом, ствол дерева…

В чуть старшем возрасте, приблизительно после года, ко всему вышеперечисленному можно добавить пальчиковый бассейн – это емкость наполненная фасолью, горохом и мелкими игрушками. Предложите малышу сортировать игрушки от фасоли по разным чашечкам или закапайте игрушки в бобах и попросите ребенка отыскать их.

Существуют специальные игрушки для развития моторики: мозаики, шнуровки, деревянные бусы, конструкторы, мягкие игрушки с множеством разных застежек, трафареты и многие другие.

Можно устраивать кукольные театры, разукрасив пальчики героями или смастерив куклы из старой перчатки. Пусть малыш тоже участвует. Хорошо разучивать стишки и изображать действия и героев руками. Например, показать руками действия в таком стихотворении:

Мы капусту рубим,
Мы морковку трем.
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.

Каждый родитель подбирает сам, чем и как ему заниматься с малышом, но развитие мелкой моторики облегчит вашему малышу обучение в школе и восприятие окружающего мира. Да и вам подарит множество положительных эмоций.

Tags:


Оставить комментарий

Войти с помощью: