Главная » Актуально, Школа

Подросток: как повысить мотивацию к обучению?

Добавлено на 5 декабря 2014 – 20:29

УченикЧасто родители подростков задаются вопросом: как повысить мотивацию ребенка к обучению? И правильно делают, потому что мотивация – главнейший стимул для легкого и эффективного процесса образования. Если у подростка хорошая мотивация к учебе, то его не приходится постоянно дергать, принуждать к выполнению домашних заданий, что обостряет и без того непростые взаимоотношения родителей и детей подросткового возраста.

Мотивация – мощный стимул для генерации энергии, так необходимой для успешного обучения чему бы то ни было. Даже самый лучший педагог не сможет донести знания до ребенка, который сам не желает учиться. Мотивация, а иными словами, желание учиться базируется на разных фундаментах, и у каждого человека этот фундамент свой.

Например, одному ребенку может быть интересна тема предмета, другой в то же время любит испытывать чувство гордости от удачного ответа у доски, третий ставит перед собой цель поступить в престижный вуз. И в том, и в другом, и в третьем случае у детей присутствует мотивация, и они хотят учиться. Но что же делать, если такие двигатели процесса обучения отсутствуют? Опыт показывает, что родители при грамотном подходе к этому вопросу могут очень многое.

Для начала можно сделать самое простое и явное: понаблюдать, какие моменты взаимоотношений на почве обучения вызывают отрицательные эмоции и даже отвращение. Например, если ребенок не слишком хорошо относится к изучению какого-либо предмета, в первое время не нужно акцентировать на нем внимание. Или ему может не нравиться, как родители без конца интересуются его успеваемостью – не стоит делать этого слишком явно. Тем более, что сейчас существует такая удобная форма контроля за процессом учебы, как электронный дневник.

Конечно, ещё в раннем возрасте с ребенком нужно вести беседы на различные познавательные темы и отвечать на его многочисленные вопросы. Однако если этого не делалось в свое время, никогда не поздно в доброжелательном тоне, обращаясь к нему, как к взрослому, понемногу начинать обсуждать некоторые вопросы современного мира. Ну, например, футбол.

А уже на фоне этого позитивного контакта постепенно продвигаться к другим сферам: в данном случае это может быть история футбола, интересные факты о футболистах, затем тема взаимоотношений, затем какие-то экономические вопросы и так далее. Точно так же можно эффектно обыгрывать многочисленные технические темы, выбирая, в том числе, и те, которые интересны родителям, ведь в этом случае возможно максимально искреннее и увлекательное взаимодействие.

Иногда подросток просто не видит цели своего обучения, и это понятно, ведь горизонты для него ещё очень широки. Родители могут помочь ему в этом, в общих чертах или на примерах других людей показывая, что дает обучение. Например, можно рассказать, что выдающиеся ученые часто посещают различные конференции, они знамениты, приносят много пользы для человечества, или в отвлеченных разговорах между собой взрослые могут обсуждать достижения общих знакомых или их детей, делая положительный акцент на том, что они хорошо учились.

Конечно, в этом вопросе нужно исходить из возраста ребенка и учитывать сферу его интересов. Например, одна девочка с удовольствием занималась в спортивных секциях после того, как отец, сам в прошлом спортсмен, рассказывал ей об интересной жизни в спорте, поездках на различные соревнования по всему миру.

Периодически нужно напоминать детям о том, что учиться или не учиться – это их выбор, и объяснять, что есть высоты, достижение которых зависит исключительно от них, а никак не от желания родителей. Т. е., например, решай сам, в какой вуз ты будешь поступать, решай сам, нужно ли тебе хорошо знать экономику или физику, и так далее.

При этом нельзя упускать из вида важные основы и твердо настаивать на их выполнении. К примеру, ты должен идти в школу, это твоя обязанность и твой долг. Говорить об этом нужно уверенно и бескомпромиссно. На фоне параллельных разговоров на тему пользы образования, о чем уже говорилось выше, это приносит хорошие результаты в виде появления у подростка собственной мотивации к обучению.

Если получается так, что родителям вместе с ребенком приходится разбираться с каким-то предметом, к примеру, математикой, следует в ходе этого процесса расширять границы его применения, на примерах показывать, где это может пригодиться. Дело в том, что даже у подростков иногда возникают трудности с абстрактными понятиями, и поэтому важно уметь на доступных вещах объяснять многие вопросы из программы обучения, чтобы непонимание не становилось тормозом для дальнейшего развития.

Обязательно нужно поддерживать позитивный и спокойный настрой во время всех разговоров об учебе. Отрицательные моменты можно демонстрировать на посторонних примерах с выражением искреннего сожаления о том, что, к примеру, Вася из соседней квартиры так и занялся учебой, и вот теперь он не может получить ту профессию, о которой так мечтал.

Или, если уж говорить о нем самом, то можно сказать: жаль, но если ты не будешь заниматься математикой, то не получится поступить в вуз, ведь математика (или русский язык) всегда входят в программу вступительных экзаменов. А в целом, нужно вырабатывать у любого ребенка (и подростка, в том числе) положительное отношение и даже удовольствие от обучения.

И, пожалуй, самый главный момент, который должен учитываться на всех стадиях и во всех вопросах повышения мотивации подростка к обучению – это учет его интересов, а не навязывание интересов родителей, наблюдение за его склонностями и какими-то природными способностями. Например, у ребенка наблюдается особый талант к географии, он любит путешествовать и узнавать новое о странах и городах. Родителям не стоит оставлять это без внимания, а осторожно помогать развивать этот интерес и дальше, даже несмотря на то, что им самим кажется, что их ребенок обязательно должен стать специалистом в области химии.

И ещё для родителей важно демонстрировать ребенку целостность и взаимосвязь разных предметов в окружающем мире. Именно в этом случае у него появляется желание при изучении любимого предмета продвигаться в сторону менее для него привлекательной дисциплины, постоянно расширяя свой кругозор. И тогда он будет видеть, как велик мир и как интересно раскрывать его тайны.

Tags:


Оставить комментарий

Войти с помощью: