Главная » Воспитание, Школа

Психологическая неготовность первоклассников

Добавлено на 26 августа 2013 – 9:25

ПервоклассникКомпоненты психологической готовности

Для начала успешного обучения немаловажную роль играет психологическая готовность ребёнка к школе. Поэтому при коррекционной работе с детьми определяются варианты развития, которые наиболее благоприятно отразятся на психическом состоянии первоклассников. Компонентами психологической готовности являются интеллектуальные и личностные качества. Если одно из них недостаточно сформировано, то это становится помехой для обучения.

Учителя говорят о том, что личностные качества намного сложнее формировать, чем интеллектуальные. Психологическая готовность является целостной. Когда недостаточно сформирован один компонент, то он повлечёт за собой искажение или отставание других способностей в развитии. Однако комплексные отклонения встречаются намного реже, это такие случаи, где дети с некоторыми личностными особенностями неспособны освоить обучение.

Личностная неготовность

Личностная неготовность определяется детской непосредственностью. Такие ученики отвечают на вопрос учителя одновременно, перебивая друг друга, торопятся и руку не поднимают. Они рассказывают учителю о своих чувствах и соображениях. Работают они хорошо только в том случае, если учитель обратился к ним непосредственно.

В остальных случаях урок им не интересен, поэтому они отвлекаются и являются нарушителями дисциплины. Из-за завышенной самооценки они часто обижаются на замечания учителя. Родителям дети жалуются на неинтересные уроки и плохую школу, или злую учительницу. Когда мотивационная сфера у ребёнка недостаточно сформирована, то продуктивность обучения невысока.

Интеллектуальная неготовность. Вербализм

Когда у ребёнка интеллектуальная неготовность преобладает, то он не может понять учебные задания и выполнить его успешно. Ребёнок получает низкие оценки. Развитие детей с преобладанием интеллектуальной неготовности идут в различных вариациях. Одним из таких вариантов является вербализм.

В основе вербализма лежит высокий уровень речевого развития. Ребёнок обладает хорошей памятью, но восприятие и мышление развиты недостаточно. Такие дети рано начинают говорить, овладевают грамматическими конструкциями намного быстрее, говорят сложными предложениями и имеют богатый словарный запас. Они больше уделяют времени на вербальную деятельность, чем занимаются практически.

Игры с детьми и сотрудничество с родителями их мало интересуют. Такое поведение приводит к неумению работать по заданному образцу, невозможности соотнести свою деятельность с заданными способами, следствием является неуспешное обучение. Коррекция состоит в возврате ученика на уровень дошкольного возраста, где играют, рисуют и конструируют. Данные виды деятельности очень хорошо развивают образное мышление.

Тревожность

А.Л. Венгером были описаны варианты развития детей в возрасте 6-7 лет. Одним из вариантов, способствующих развитию, не в лучшую сторону является тревожность. Она имеет ситуативный характер, но может приобрести и личностные особенности. Тревожность становится устойчивой при ежедневном недовольстве учебной работой первоклассника, как учителя, так и родителей.

Множество замечаний и упрёков приводят к усугублению ситуации. Ребёнок постоянно находится в напряжении и страхе, что работу выполнит неверно. Также завышенные требования родителей к способностям ученика способны вызвать состояние тревожности. Когда тревожность прочно закрепляется в поведении ребёнка, то его самооценка снижается, и учебные достижения падают.

Неуверенность в себе может привести к желанию следовать указаниям учителя бездумно, все действия как по образцу или шаблону. Первоклассник не может проявить инициативу, вследствие чего все знания закрепляются на уровне формальности.

При этом взрослые ещё больше усиливают дискомфорт ребёнка, постоянно указывая на его низкую продуктивность в учебной деятельности. Чтобы снизит тревожность ребёнка, следует сконцентрировать внимание не на его неудачах, а на успехах и достижениях. Такое отношение будет является стимулом для успешной учёбы, так как в этом возрасте дети стремятся чтобы их постоянно хвалили.

Tags: , ,


Оставить комментарий

Войти с помощью: