Развиваем творческое мышление у детей
Сегодня с моде все креативное – мышление, подход, оформление… В требованиях к соискателям при приеме на работу креативность тоже занимает не последнее место во множестве отраслей. И развивать это качество, то есть, проще говоря, творческие способности, нужно еще с детства, причем достаточно раннего. У взрослого человека в голове множество разнообразных «нельзя» и «невозможно», так что ему сложнее проявлять легкость мышления и нестандартно подходить к решаемой задаче. У ребенка таких ограничений еще нет. Он весь – один большой креативный потенциал. И его можно развить до невиданных высот, если не ставить подобные границы искусственно, а, наоборот, помочь понять, что на самом деле их нет.
Всякие способности, как известно, развиваются именно упражнениями: музыкант часами упражняется в игре на инструменте, художник – рисует и т.п. Есть ли специальные упражнения, помогающие развить пресловутую креативность из врожденных способностей (а они есть у любого малыша)? Естественно! Предлагаем вашему вниманию некоторые из них.
«Архитектор»
Попробуйте дать ребенку задание нарисовать проект дома, но не простого, а соответствующего пожеланиям «клиента», в роли которого выступите сами. Напишите на листочке несколько слов, например, ворон, дерево, шарик, облако и карандаш. Все указанное должно быть использовано в проекте. Например, труба может быть выполнена в виде карандаша, флюгер – в виде ворона, а сам дом и вовсе будет деревом, к которому прицепилось облако. Но не навязывайте малышу свое видение. Пусть он учится отпускать свою фантазию на волю, творя совершенно невообразимые вещи, позволяя ей делать нечто совершенно безумное. Это и есть основная цель упражнения – научиться давать свободу своему мозгу.
«Картинки»
Их может быть любое количество – от двух и до десяти. Желательно, чтобы все они были ассоциативно связаны: на одной нарисованы животные, на другой – люди, на третьей – дома и т.п. Задача упражнения, кажется, очень проста – найти между ними связь и убедительно ее доказать. Если малышей несколько, можно ту же игру провести немного в другом варианте – положить одну картинку на стол, а еще по одной раздать каждому ребенку. Дети по очереди кладут свою картинку рядом с основной, и объясняют, как они связаны. Дело, вроде, маленькое, зато польза от него большая: научившись находить связь между близкими вещами и явлениями, ребенок будет видеть ее и там, где, казалось бы, нет ничего общего.
«Кляксы и пятна»
Это — как тест Роршарха, только без дальнейшей расшифровки. Наверняка многие нынешние взрослые, будучи маленькими мечтательными детьми, любили смотреть на облака, которые были похожи то на драконов, то на слоников, то на далекие острова и т.п. А ведь, по сути, облако – это пятно, и таких пятен вокруг много. Превращайте прогулку или завтрак в игру – пусть ребенок рассказывает, что за волшебную картину он увидел в луже на асфальте или в поданном ему блинчике. Если он уже не совсем маленький, можно усложнить задачу, выдав ему «роль» доктора, музыканта, милиционера, и спрашивать, что увидел бы в этом случае представитель заданной профессии.
«10 слов»
Для этой игры тоже ничего особенного не нужно: выбирается любой предмет – да вот хоть скамейка, на которую вы присели отдохнуть во время прогулки. К нему нужно подобрать десять подходящих эпитетов, или столько же неподходящих, или на одну выбранную букву. Или… Отпустите и вы свою креативность, придумывая условия задания.
«Интересные названия»
Говорят, что в профессии журналиста самое сложное – придумать для готовой статьи интересный заголовок. И это отличный повод для очередной тренировки – придумывать названия для всего, будь то какое-то событие или увиденный предмет. Важное условие: названия должны быть разными и по стилю, и по настроению – в зависимости от ситуации.
«Как это использовать?»
Дети любят придумывать нестандартные способы использования привычных вещей. В кучке спичек они видят строительный материал для будущего забора или столика, в шторе – ткань для кукольного платья, и этим их фантазия не ограничивается. Чтобы научить ребенка применять ее, можно использовать такое упражнение: взять любой предмет (палочки для еды, картонную бирку от одежды, ручку, сдувшийся воздушный шарик и т.п.) и спросить, что с ним можно сделать.
«Найти выход из положения»
Гуляя с ребенком, предложите ему подумать, что делать, если на прогулке, например, порвется шнурок или одежда. Что можно использовать для закрепления? Как выйти из ситуации с наименьшими потерями и достойно добраться до дома? Вариантов таких ситуаций может быть много, неизменна только задача – найти выход.
«Делаем фотоаппарат»
Из чего? Да мало ли вокруг подходящих деталей! Есть коробочка из-под крема? В ней можно прорезать отверстие и вставить в него часть баночки – получится объектив. И это только очевидный пример. «Делать» в этой игре можно все что угодно, и есть ее вариант наоборот – берется предмет и придумывается, что из него можно было бы сделать.
Растите творческую личность, креативьте с ней вместе и будьте радостны!
Tags: творчество