Главная » Особые дети

Родителям о детском аутизме

Добавлено на 13 октября 2013 – 6:00

Одинокий ребенокЯзыком официальной медицины аутизм является тяжелым психическим расстройством, проявляющимся в крайней форме изоляции. Больные аутизмом неадекватно реагируют на внешние воздействия, уходят от контактов с действительностью.

Ранний детский аутизм наиболее характерно проявляется в 2-3 года, но родители могут заметить отклонения в развитии ребенка гораздо раньше, особенно те, которые воспитывают нескольких детей. При обращении в медицинские учреждения чаще всего невропатолог или педиатр развеивают опасения родителей. Хуже всего, когда ставится неправильный диагноз от проблем с развитием речи до умственной отсталости и шизофрении.

В нашей стране диагноз «ранний детский аутизм» до двух лет ставится крайне редко, поэтому родителям, у которых возникли определенные подозрения в отношении к своему ребенку необходимо знать возрастные нормы развития здоровых детей.

В один месяц неразличаемый плач – это реакция на окружающую среду. Со второго месяца ребенок оживляется при виде близких, картинок изображающих лицо или глаза. С двух – трех месяцев можно различить интонации плача ребенка, связанных с голодом, охлаждением, болью.

С трех – четырех месяцев ребенок начинает прислушиваться к окружающей среде, слушает звуки и пытается их воспроизвести. Это период гуления. В 6-12 месяцев ребенок начинает лепетать, пытаться повторить слышимые звуки и слоги. В 9-10 месяцев ребенок может повторять звуки, которые слышит от другого человека. В этот период дети любят, когда с ними общаются, играют.

В два – два с половиной года ребенок понимает значение слов «я», «не я». Он уже имеет представление о своем теле. Ребенок показывает, где у него носик, ротик, ушки. После двух лет ребенок радуется при виде новых игрушек, близких людей, откликается на эмоции окружающих.

После трех лет ребенок сопереживает героям сказок, играет, фантазирует, проявляет развитое воображение. В это время ребенок может играть самостоятельно – складывать кубики, картинки, пытаться рисовать. Очень важно, что в это время он осознанно пользуется личными местоимениями – Я, Ты,  Мы.

Рассмотрим самые первые признаки аутизма.

Ребенок не может привыкнуть к рукам матери, то есть не способен принять комфортную позу при кормлении, укачивании, ласке. Он или слишком напряжен – «как столбик», или наоборот полностью расслаблен.

Фиксация взгляда на лице матери у здоровых младенцев проявляется очень рано. Бодрствуя, он находится в зрительном контакте с матерью. У больного ребенка трудно поймать взгляд, потому что он его не фиксирует. Часто наблюдаются фазы быстрого взгляда и его отвода от лица матери.

Здоровые детки тянут ручки к взрослому – это естественная приспособительная реакция У аутичных детей отсутствует стремление оказаться на руках матери, они чувствуют там дискомфорт. У больных детей может быть неадекватная реакция на выражение лица близкого человека. Он может заплакать при смехе или засмеяться при плаче матери.

У аутичных детей проявляется задержка в выделении объекта привязанности. Здоровый ребенок воспринимает незнакомого человека с осторожностью, стремиться к матери. У больных детей, как правило, нет «страха чужого».

Дети, страдающие аутизмом, не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями, у них плохо развивается речь. Они не играют с игрушками, или эти игры носят монотонный характер. Такие дети не играют со сверстниками, у них часты вспышки ярости и агрессии. При детском аутизме не обязательно должен быть умственно отсталым. Больные дети трудно справляются с самыми простыми вещами. Для них проблема почистить зубы, одеться, заправить кровать.

Родителям, при малейшем подозрении на отклонения от норм развития в самом раннем возрасте ребенка, необходимо не стесняясь обратиться к детскому психиатру для правильной постановки диагноза или исключения своих опасений.

Чем раньше поставлен диагноз аутизм, тем легче родителям адаптировать своего ребенка к окружающему миру, помочь ему жить более самостоятельно и уверенно.

Статьи по теме:

Зачем я должен говорить «Привет» и «Пока»?

Аутизм. Проникающее расстройство развития.

Tags:


Оставить комментарий

Войти с помощью: