Ваш ребенок – первоклассник. Готовимся к школе
Итак, ваш сын или дочь вот-вот пойдет в первый класс. Заботы, приготовления, покупки… Только бы всё предусмотреть! Сколько сил и нервов на это уходит! Предположим, костюмчик или платьице идеально подошли, куплен портфель, в него положены ручки и карандаши, красочные разноцветные тетрадки. Но только ли эта внешняя сторона дела особенно значима? Первые шаги лишь тогда будут успешными и запоминающимися, если вы заблаговременно подготовили ребенка к школе и с психологической точки зрения.
Строго говоря, еще до покупки детских ходунков мы учим наших детей разным мелочам: делай то-то, не делай того-то. Так что необходимо выработать у будущего первоклассника готовность учиться и не отбить потом это желание, поддерживать и укреплять его? Первый школьный день – своего рода стресс, сильный эмоциональный шок с рядом неприятных открытий: оказывается, теперь будет нельзя сколько душе угодно играть с машинками или куклами, а придется внимательно слушать учителя, что-то записывать или даже запоминать, заучивать наизусть.
Постепенно начнутся домашние задания, и любимые мультики тоже вынужденно отойдут на второй план. Пусть же чадолюбивые родители, чем раньше, тем лучше, поставят себе задачу – привить ребенку чувство ответственности.
Психологическая готовность
Освоение насыщенной школьной программы и адаптация к новому, пока еще чужому, коллективу возможны только в том случае, если к семилетнему возрасту у ребенка на должном уровне находится психическое развитие, он уравновешен и не склонен к истерикам без всякой причины.
Интеллектуальная готовность
Без скидок на возраст, интеллект для первоклассника – далеко не пустяк. Что же входит в это понятие? Разумеется, приличный словарный запас, понимание смысла слов, умение составлять из них короткие предложения. Кроме того, необходимы еще навыки сравнения, анализа, умение делать обобщения и подытоживать. Сам он этому вряд ли сможет научиться – с ним требуется заниматься изо дня в день: сначала совсем немного, потом постепенно увеличивая нагрузки, но, естественно, в разумных пределах.
Любознательность дошкольников, например, поражает, она воистину не знает границ. В школе ребенка словно подменяют, пытливости и жадности до всего нового – как не бывало! Недаром ведь т.н. «детские вопросы» с незапамятных времен воспринимались как синоним чего-то гениально простого и неимоверно сложного одновременно. Они бывают частыми и надоедливыми, а то и въедливыми, и все же не отмахивайтесь от них!
Детскую тягу к познанию мира следует всячески поощрять, поддерживать, как огонь в домашнем очаге. Вы и сами продолжите обогащаться новыми знаниями о мире. С развитием более или менее самостоятельного мышления ребенку станет легче приспосабливаться к окружающему миру. Получаемые им знания впредь станут куда более осмысленными.
В шесть-семь лет ребенок обязан представлять, как называется его «малая родина», т.е. его родной город и страна, равно как и знать свой домашний адрес – не только визуально, но и вербально. К первичным знаниям относятся обозначения месяцев, дней недели, времен года. Пусть ребенок научится различать их последовательность, сменяемость, отличие друг от друга.
Если в доме есть животные, то, наблюдая за ними, расскажите об их диких сородичах, сходстве и различии. Если вовремя не оказать дошкольнику помощь, его знания об окружающем мире еще долго останутся фрагментарными, поверхностными, бессистемными. Больше разговаривайте с ребенком, активно обсуждая всё прочитанное, увиденное, услышанное.
Дети непоседливы, даже что-то очень интересное им может быстро наскучить, если вовремя не переключить внимание на что-то другое. Ни в коем случае не пытайтесь делать из ребенка вундеркинда. В противном случае он преуспеет в какой-либо одной области знаний, а вот в других блеснуть не сможет, будет, как говорится, сшибать верхушки.
Личностная готовность
Расскажите ребенку о собственных школьных годах или попросите сделать это бабушек и дедушек. Им-то точно есть, что поведать внукам! Самостоятельность появится, если научить ребенка пользоваться туалетом, надевать и снимать обувь, завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Пугать малыша школой не стоит – лучше сформировать в его сознании позитивный образ. Постепенно постарайтесь приучить первоклассника к новому распорядку дня, иначе стрессы неизбежны.
Волевая готовность
Ребенок должен сам осознать: он уже школьник, детский сад в прошлом, теперь есть учитель, и есть школьный распорядок. Их придется выполнять, а «не нравится» оставить при себе.
Что еще, как не ваша беззаветная любовь, поддержит новоиспеченного первоклассника, а также неизменное стремление поддержать его во всех начальных трудностях школьной жизни.
Tags: школа